Прыжки в воду обучение

Мы учим прыгать красиво

8 915 161 00 09

 

info@olimpdive.ru

olimp-blue

  

Секции

Мы в Facebook

Олимп Дайв в Facebook

Мы в instagram

Insta

Канал YouTube

Прыжки в воду в Youtube

Мы в контакте

Основы техники

 

Характеристика прыжков в воду(Е.А.Распопова "ПРЫЖКИ В ВОДУ")

Виды прыжков 

osnВ зависимости от целей выполнения прыжки в воду принято разделять на следующие виды: прикладные, учебные, спортивные и показательные. 

Прикладные прыжки в воду сопряжены с необходимостью погружения в воду в процессе разнообразной практической деятельности человека — бытовой, трудовой и военной, а также в различных видах спорта (например, в плавании). Прыжки в воду могут выполняться с набережных, мостов, теплоходов и других возвышений, расположенных над водой, с целью преодоления водных преград, спасения тонущих, при покидании тонущего судна, а также в военной деятельности (при проведении десантных операций). Прикладные прыжки в воду выполняют не редко в обычной или специальной одежде (обмундировании, легких водолазных костюмах, с аквалангами и т. п.). В зависимости от цели и условия прикладные прыжки можно выполнить с погружением в воду вниз головой или ногами. В военной и трудовой деятельности прыжки, обычно, выполняют вниз ногами; а вот при спасении тонущих в достаточно глубоких местах возможны прыжки вниз головой — чтобы быстрее подплыть и оказать тонущему помощь.

Учебные прыжки в воду — это физические упражнения, которые используют для изучения основ техники отталкивания и погружения в воду вниз головой или ногами, а также как подготовительные для изучения более сложных спортивных прыжков. К учебным прыжкам относятся:

соскоки — прыжки в воду без вращения тела вокруг поперечной оси. Соскоки можно выполнять с вращением тела вокруг продольной оси (соскоки с винтами и полувинтами). Соскоки выполняются с целью изучения техники отталкивания от опоры, совершенствования согласования движений ногами и руками при отталкивании, изучения и совершенствования постановки корпуса и принятия положений «группировка» и «согнувшись» в полете;

спады — прыжки в воду с платформ различной высоты, выполняются без отталкивания от опоры, но с вращением тела вокруг поперечной оси на 180°. Цель выполнения спадов — это изучение и совершенствование входа в воду вниз головой после выполнения прыжков с вращением тела вперед и назад. В тренировочных занятиях спады используют как для начинающих, так и для квалифицированных спортсменов;

седы — прыжки в воду, выполняемые, как правило, с небольшой высоты (с бортика бассейна). При выполнении седов спортсмен отталкивается, принимает изучаемое положение и в этом положении садится на воду или же без отталкивания садится на воду в изучаемом положении. Седы используются, как правило, для изучения техники полуоборотов II и III классов;

кувырки — прыжки из положения низкого приседа или полу¬приседа с вращением тела вокруг поперечной оси более чем на 180°. При выполнении кувырков отталкиваться нужно несильно;

учебные полуобороты — прыжки с отталкиванием от опоры и вращением тела вокруг поперечной оси на 180°, без движений руками или с неполной координацией движений руками при отталкивании. К учебным прыжкам также относятся все прыжки, выполняемые спортсменами с неполной координацией движений руками при отталкивании, а также прыжки с дополнительного подскока.

Спортивные прыжки в воду — это прыжки, выполняемые спортсменами на соревнованиях, занесенные в официальные таблицы FINA и имеющие коэффициент трудности. Выполняются из передней и задней стоек с вращением тела вперед и назад, а также с одновременным вращением тела вокруг поперечной и продольной осей (винтовые прыжки). Прыжки из передней стойки выполняются с места или с разбега. С вышки спортсмены могут прыгать из исходного положения стойка на руках.

На соревнованиях спортивные прыжки выполняются с жест¬кой, неподвижной опоры — вышки, устанавливаемой на высоте 5, 7,5 и 10 м, и с упругой опоры — трамплина высотой 1 и 3 м над поверхностью воды. В последние годы в программу крупнейших соревнований включены синхронные парные прыжки с трампли¬на 3 м и вышки 10 м.

Показательные прыжки в воду — это прыжки, выполняемые с целью пропаганды прыжков в воду, а также демонстрации мас¬терства спортсменов во время проведения водных праздников и показательных выступлений. Показательные прыжки очень эмо¬циональны и всегда вызывают большой интерес у зрителей.

К показательным прыжкам можно отнести:

спортивные прыжки — прыжки, выполняемые с целью демон¬страции мастерства спортсменов, в том числе синхронные пар¬ные прыжки с трамплина и вышки;

парные и групповые прыжки — прыжки, выполняемые несколь¬кими спортсменами: одновременно с различных трамплинов и вышек либо последовательно с одного снаряда — например, пры¬жок «в одну точку»;

трюковые прыжки — новые сложные прыжки, не внесенные в официальные таблицы, а также прыжки, выполняемые после ак¬робатических упражнений на опоре — например, рондат на опо¬ре, полтора сальто назад с полувинтом, и т.п.;

прыжки с предметами (лентами, кольцами, факелами, воздуш¬ными шарами и др.);

прыжки с использованием спортивных снарядов (перекладина, кольца, трапеция, батут, гимнастический мостик и т.п.).

 

Начальное обучение прыжкам в воду(Е.А.Распопова"ПРЫЖКИ В ВОДУ")

Начальный этап подготовки предусматривает освоение следующих учебных прыжков: соскоков из передней и задней стойки, спадов вперед и назад и учебных полуоборотов. Прыжки выполняются сначала с борта бассейна, а затем по мере освоения с 1- и 3-метровых трамплинов и вышек.

Соскоки из передней стойки.

Соскоки прогнувшись: шагом; с отталкиванием двумя ногами, без движения руками; с отталкиванием двумя ногами, руки вверху; с отталкиванием двумя ногами и взмахом руками из исходного положения руки в стороны и не опуская их вниз при погружении; с движением руками, опуская их вниз и прижимая к   телу при входе в воду.

Соскоки с группировкой: без движения руками - из и. п. руки внизу и руки вверху; с движением руками при отталкивании.

Соскоки согнувшись: последовательность освоения та же, что и в группировке.

 

Соскоки из задней стойки назад:

Соскоки прогнувшись: без движения руками из и. п. руки внизу, руки вверху; с движением руками в отталкивании, не опуская их вниз при входе в воду; с движением руками в отталкивании и опуская их вниз при входе воду.

Соскоки с группировкой и согнувшись: отталкивание выполняется без движения руками из исходных положений руки внизу и руки вверху; с движением руками, заканчивая прыжок погружением в воду с поднятыми вверх и с опущенными и прижатыми к телу руками.

При подготовке к занятиям тренер подбирает серию прыжков (соскоков), обращая внимание на положение корпуса и головы в момент отталкивания, согласование движений рук и ног при отталкивании, законченность движений и правильность принятия положений группировки и согнувшись. Особое внимание уделяется напряжению мышц туловища, ног и рук в исходных положениях, а также в полете

Спады вперед(погружения головой вперед из передней стойки). Все движения должны выполняться по возможности прямыми руками и с полной амплитудой, в полете ноги должны быть выпрямлены в коленных   суставах, а носки оттянуты.

Спад из положения сидя на ступеньке лестницы ванны бассейна; спад из положения сидя на борту бассейна, ступни ног упираются в пенное корытце; спад из положения сидя на коленях на доске, задний конец которой поднимает тренер; спад из положения глубокого приседа (руки соединены над головой); спад из положения стоя согнувшись (руки соединены над головой, или разведены в стороны, или удерживают положение, держась за голеностопный сустав или под колени); спад из положения сидя на конце трамплина, руки соединены над головой; спад из положения сидя в группировке; спад из положения сидя согнувшись (руки в стороны, или соединены над головой, или удерживают положение согнувшись держась под колени или за голеностопный сустав); спад стоя прогнувшись (руки соединены вверху, или руки в стороны, или руки внизу и т.п.).

Спады вперед очень разнообразны, однако при их освоении следует соблюдать следующие основные требования.

Первое за чем необходимо следить при обучении входу в воду вниз головой, это положение рук относительно головы. Выпрямленные в локтях и напряженные руки должны быть соединены над головой так, чтобы уши находились между рук, голова при этом должна быть слегка приподнята, так, чтобы можно было видеть кисти рук, а через них – место входа в воду. Такое положение рук обезопасит спортсмена от удара лицом о воду. При ударах лицом о воду возникает торможение, вызванное страхом, которое не позволяет правильно выполнить заданное упражнение.

Второе, за чем необходимо следить, это положение тела при входе в воду. Обучение положению тела при входе в воду следует проводить в процессе наземной подготовки, используя специальные упражнения. При входе в воду вниз головой все части тела должны быть напряжены. Руки, поднятые вверх, должны образовывать с туловищем прямую линию. Тело несколько согнуто в тазобедренных суставах, так, что выпрямленные ноги образуют с туловищем угол приблизительно 160-1700. Такое положение тела предотвратит возможность получения травм позвоночника при входе в воду.

Третье, за чем необходимо следить, это глубина погружения при входе в воду: надо стремиться как можно глубже уходить под воду. Для этого занимающиеся к моменту начала обучения спадам не должны бояться глубины и хорошо уметь плавать и нырять. Стремление научить входам в воду раньше, чем плаванию и нырянию, приводит к возникновению ошибок, ударам о воду и снижению или потере интереса к занятиям прыжками в воду.

При обучении спадам назад приходится преодолевать рефлекторное сгибание туловища, которое возникает при падении тела назад (действие шейно-тонического рефлекса). Поэтому первое выполнение спадов назад, как правило, осуществляется со страховкой или с помощью тренера.

Спады назад (погружение головой назад из задней стойки). Скольжение на спине с толчка от стенки бассейна с небольшим прогибом и уходом в "кольцо"; старт на спине из положения приседа на лесенке, держась руками за поручни или соединив руки над головой; спад назад стоя прогнувшись руки соединены над головой (выполняется сначала со страховкой); спад назад из положения сидя в группировке, руки соединены   над головой (сначала также выполняется со страховкой); спад назад стоя прогнувшись руки в стороны, или внизу, или с разведением и сведением рук; спад назад сидя в группировке; спад назад стоя согнувшись; спад назад в сед углом (с борта бассейна).

После освоения соскоков и спадов переходят к обучению учебным полуоборотам.

Учебные полуобороты – это прыжковые упражнения, которые включают в себя основные фазы спортивных полуоборотов, а именно: отталкивание с созданием вращения тела вокруг его поперечной оси и погружение тела в воду вниз головой. Основным отличием учебных полуоборотов от спортивных является ограничение движений при отталкивании и отсутствие движений в фазе полета.

Учебные полуобороты выполняются из передней и задней стоек. Основным элементом обучения является угол отталкивания, позволяющий управлять телом во время фазы полета.

Учебные полуобороты по структуре движений и положению тела в полете наиболее близки к прыжкам в положении прогнувшись. Изучение учебных полуоборотов, а в дальнейшем и прыжков в положении прогнувшись необходимо для формирования правильной постановки корпуса и создания двигательных представлений о правильном угле отталкивания.

При исполнении прыжков прогнувшись очень важна правильная постановка корпуса. Малейшее нарушение в постановке корпуса приводит к неудачному исполнению прыжка.

Положение прогнувшись правильнее было бы определить как положение вытянувшись, прогиба не должно быть ни в поясничном, ни в грудном отделе.

Учебные полуобороты выполняются сначала без движения руками, из исходного положения прямые руки соединены вверху над головой, а затем со взмахом руками.

Для обеспечения правильного направления вылета и создания легкоуправляемого положения в полете необходимо сохранять в исходном положении правильное положение головы.

Учебный полуоборот назад из задней стойки. Спортсмен стоит на конце трамплина спиной к воде со сведенными над головой руками. Для отталкивания нужно присесть так, чтобы не возникло наклона туловища вперед, и оттолкнуться под углом приблизительно 80-70°. Для обеспечения страховки и создания правильного угла вылета тренер может при исполнении первых попыток страховать занимающегося, присев перед ним на краю трамплина и удерживая его за голеностопные суставы, сопровождать движение его ног после отталкивания, обеспечивая при этом правильный угол входа в воду.

Для расширения двигательной базы занимающихся уже на первых этапах обучения, параллельно с изучением соскоков и спадов, приступают к обучению простейшим прыжкам с полувинтами и винтами. Изучение винтовых прыжков начинается с выполнения упражнений на батуте.

Упражнения для освоения винтовых прыжков на батуте: подскоки с поворотами на 180 и 360°; комбинации из 2 - 3 элементов: подскоки - сед, из седа встать с поворотом на 180 или 360°; подскоки - сед, из седа поворот на 180 или 360°, в сед; подскоки - приход на колени, с коленей встать на ноги с поворотом на 180°; подскоки - приход на колени, с коленей подскок с поворотом на 180° в сед; 1/4 оборота назад на спину - со спины 1/4 оборота вперед на ноги с поворотом на 180-360°; 1/4 оборота вперед на живот - с живота поворот на 180° на спину или на 360° на живот.

 

Основы техники выполнения учебных и спортивных прыжков в воду(Е.А.Распопова"ПРЫЖКИ В ВОДУ")

 

Техника прыжков в воду — является совокупностью движений спортсмена, которые направлены на качественное выполнение прыжков. Техника основывается на законах биомеханики и физиологии, которые определяют эффективность работы мышц и ориентировки в пространстве.

Фазы прыжков. Прыжок в воду представляет собой ряд последовательных движений, обеспечивающих отталкивание и создание вращения тела вокруг поперечной оси, полет, управление телом в полете и погружение в воду вниз головой или ногами.

 

Условно прыжки можно разделить на фазы. Прыжки, выполняемые с места, включают: подготовительную фазу, фазы отталкивания, полета и погружения. Прыжки с разбега, включают кроме вышеперечисленных фаз, фазу разбега.

 

Рассмотрим каждую фазу в отдельности и разберем биомеха¬нические основы техники выполнения основных движений в каждой из них.

 

Подготовительная фаза. В подготовительную фазу входит исходное положение перед подходом, подход и способ принятия исходного положения перед прыжком (при выполнении прыжка с места) или перед разбегом (при выполнении прыжка с разбега).

 

По правилам соревнований подготовительная фаза перед выполнением прыжка до принятия исходного положения не оценивается судьями, однако способы выполнения подготовительных движений задают у спортсменов тонус, необходимый для успешного выполнения прыжка.

 

Передняя стойка. Подход в исходное положение выполняется естественным шагом. Если прыжок с места, то, заканчивая подход, прыгун ставит одну ногу на край опоры, а затем приставляет к ней вторую (пальцы ног должны быть на уровне края вышки или трамплина); при выполнении прыжка с разбега, спортсмен выполняет те же действия, что и в первом случае, но ставит ноги на место начала разбега.

Исходное положение для выполнения прыжков в воду из передней стойки

 

Задняя стойка. Выполняя прыжки из задней стойки прыгун подходит к краю опоры — так же, как при выполнении прыжков с места из передней стойки; далее поворачивается спиной к воде и встает на передние части ступней (так, чтобы край опоры находился примерно на середине ступни); пятки должны выходить за край опоры, но не опускаться ниже ее уровня.

Исходное положение для прыжков в воду из задней стойки

 

После подхода спортсмен принимает исходное положение — основную стойку: ноги вместе, руки вдоль тела; мышцы живота и ягодиц подтянуты и напряжены; голову надо держать прямо — так, чтобы воображаемая линия, соединяющая верхний козелок уха и наружный край глаза, была параллельна поверхности опоры; взгляд направлен вперед. Прямые руки поднимаются вверх или в стороны или остаются опущенными вдоль тела, при этом кисти являются естественным продолжением предплечий.

 

Стойка на руках. При выполнении прыжков с вышки со стойки на руках спортсмен, останавливается на расстоянии шага от края платформы, приседает и ставит руки на край (на ширине плеч). Пальцы расставлены широко, фаланги захватывают край вышки. Выход в стойку разрешен любым способом.

Исходное положение для выполнения прыжков из передней стойки на руках

 

При выполнении прыжков (622, 624, 626 и т.п.) со стойки на кистях, спортсмен подходит к краю вышки, поворачивается спиной к бассейну, наклоняется или приседает, ставит кисти на край вышки, а затем выходит в стойку. Возможны и другие варианты выхода в стойку на руках.

Исходное положения для выполнения прыжков в воду из задней стойки на руках

 

Исходное положение в стойке на руках надо удерживать в течение 3 с; тело должно быть выпрямлено (без прогибания в пояснице); голова приподнята; ноги сомкнуты, колени выпрямлены, носки оттянуты.

 

Фаза разбега. Направлена на выполнение более эффективного отталкивания и увеличение высоты вылета. Разбег позволяет прыгуну еще до начала отталкивания накопить кинетическую энергию, которую в момент отталкивания он преобразует в потенциальную — для увеличения сил, обеспечивающих высоту вылета и вращение тела вокруг поперечной оси.

 

Прыжки с трамплина и вышки различаются по типу опоры. Вышка представляет собой жесткую опору, а трамплин — гибкую, упругую, способную прогибаться под действием силы тяжести спортсмена и придавать энергию упругих деформаций телу в момент отталкивания. Поэтому разбег-наскок с трамплина и с вышки выполняется по-разному.

 

Разбег-наскок на трамплине и вышке состоит, как минимум, из 4 шагов, включая наскок. Наскок — заключительная часть разбега; представляет собой прыжок с отталкиванием одной и приходом на обе ноги на конец опоры (трамплин или вышку). Исключение составляет только разбег-наскок на вышке для выполнения прыжков III класса.

 

Разбег на вышке. Прыжки с вращением вперед представляют собой легкий бег, заканчивающийся невысоким наскоком на две ноги на край платформы. Скорость разбега выбирается спортсменом индивидуально.

Разбег на вышке. Прыжки с вращением вперед представляют собой легкий бег, заканчивающийся невысоким наскоком на две ноги на край платформы. Скорость разбега выбирает¬ся спортсменом индивидуально.

 

Прыжки с вращением назад (III класс) — разбег происходит в виде спокойной ходьбы с небольшим ускорением в конце наскока. Отталкивание от края вышки выполняется одной ногой: толчковая нога ставится на край вышки, после чего выполняются отталкивание опорной и мах другой ногой для создания вращения тела назад к опоре.

Разбег-наскок при выполнении прижков III класса с вышки

 

Разбег на трамплине представляет собой спокойную ходьбу, с высоким прыжком вверх в конце и приходом на обе ноги на край  трамплина.Изменение положения доски трамплина при отталкивании

 

С позиции биомеханики, наскок необходим для того, чтобы максимально прогнуть доску, поэтому он должен быть высоким. Но еще большее значение имеют точность прихода на край доски и сохранение равновесия тела при этом. Кроме того, на высоту отталкивания существенное влияние оказывает согласование движений руками и ногами. Поэтому высота отталкивания при наскоке должна быть не максимальной, а оптимальной величины.

 

В наскоке спортсмен выполняет отталкивание одной ногой с одновременным махом другой. Маховая нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах — приблизительно до прямого угла. В верхней точке полета нога резко опускается вниз, при этом тело выпрямляется, а руки удерживаются в положении в стороны вверх, сохраняя равновесие и подготавливаясь к согла-сованию движений руками и ногами при отталкивании от края доски.

 

Фаза отталкивания. Является главной фазой при выполнении прыжков в воду. В этой фазе создаются направление, высота вылета, необходимая для выполнения прыжков, и вращение тела вокруг поперечной оси.

 

Отталкивание с вышки. Аналогично отталкиванию от твердой опоры. Когда спортсмен неподвижно стоит на опоре, то действие сил тяжести и реакции опоры уравновешивается. При сгибании и быстром разгибании ног (ускоренном движении подвижных звеньев) тело отрывается от опоры, т. е. выполняется прыжок вверх. Чем большее ускорение сообщат отдельным частям тела мышцы-разгибатели, тем выше будет прыжок.

 

При выполнении отталкивания с места движения должны выполняться выпрямленными руками, с широкой амплитудой. Руки должны двигаться с ускорением снизу вперед — вверх.

 

Отталкивание с трамплина. Спортсмен, находящийся на конце трамплина, представляет собой систему «прыгун—трамплин», по принципу действия сходную с маятником с изменяющейся длиной.

 

Под действием силы тяжести и движений спортсмена свободный край доски прогибается, накапливая силу упругих деформаций трамплина (3). Запас потенциальной энергии становится максимальным, а скорость движения доски вниз равна нулю. Разгибаясь, доска сообщает телу спортсмена кинетическую энергию и скорость, равную скорости разгибания свободного края доски (2). В этот момент скорость движения доски со спортсменом достигает максимальной величины. Достигнув равновесного положения (7), скорость движения доски резко уменьшается, так как увеличивается длина ее подвижной части (длина маятника); при этом тело спортсмена отрывается от доски и движется по инерции вверх. Скорость движения доски становится равна нулю (4).

 

Движения ногами при отталкивании с трамплина. Спортсмен должен коснуться края трамплина в момент его максимального подъема или равновесного положения доски. При этом ноги должны быть напряжены и слегка согнуты в коленях. Упругими слегка согнутыми ногами спортсмен надавливает на конец трамплина всей массой своего тела, как бы выполняя подсед перед отталкиванием. В момент, близкий к положению максимального прогибания доски, он отжимает доску, быстро выпрямляя ноги для толчка, и фиксирует напряженные ноги. Очень важно продавить трамплин до максимально возможного нижнего положения. При условии жесткого взаимодействия с опорной частью спортсмен получает возможность полностью использовать упругие свойства трамплина и сильно оттолкнуться от края доски.

 

Движения руками. При касании стоп поверхности трамплина руки принимают подготовительное положение для движения дугами вниз, а затем вперед —вверх при отталкивании. Движения должны выполняться по возможности прямыми руками, что создает максимальный эффект. Затем руки ускоренно движутся вперед—вверх; их конечное положение в определенной степени зависит от того, какой прыжок будет исполнять спортсмен. Однако всегда следует стремиться выносить руки максимально вверх, а затем создавать вращение вперед или назад.

 

Создание вращения тела вокруг поперечной оси происходит в завершающий момент отталкивания и определяется положением общего центра массы (ОЦМ) тела относительно равнодействующей сил реакции опоры. При этом возникает пара сил, которая создает вращательный момент в ту или другую сторону.

 

При выполнении прыжков I класса (из передней стойки, с вращением тела вперед) руки поднимаются вверх, а тело принимает положение, при котором проекция ОЦМ тела располагается несколько впереди равнодействующей сил реакции отталкивания.

 

Такое же положение ОЦМ тела спортсмена возникает при выполнении прыжков II класса (из задней стойки, с вращением тела назад). Только в исходном положении спортсмен стоит спиной к водоему и при подготовке к выполнению прыжка выводит ОЦМ тела назад (в сторону водоема). При этом тело будет вращаться назад.

Расположение ОЦМ тела при выполнении прыжков I-IVклассов

 

В прыжках III класса (из передней стойки, с вращением тела назад к опоре) руки движутся вперед—вверх, но тело располагается так, чтобы ОЦМ тела был ближе к опоре от равнодействующей сил реакции отталкивания, создавая вращение тела назад, к опоре.

 

При выполнении прыжков IV класса ОЦМ тела спортсмена расположен относительно равнодействующей сил реакции опоры так же, как в прыжках III класса. Только в исходном положении спортсмен стоит спиной к водоему, при этом несколько выводя проекцию ОЦМ за площадь опоры, что создает вращение тела вперед к опоре.

 

Фаза полета. Оторвавшись от опоры, действием внутренних (мышечных) сил в полете спортсмен не может изменить траекторию полета, количество движения и величину вращательного импульса, созданного при отталкивании, однако он может управлять скоростью своего вращения вокруг поперечной оси (по сальто) и создавать вращение вокруг продольной оси (по винтам).

 

Наиболее эффективно выполнять наибольший объем движений, составляющих фигуру прыжка в верхней части траектории полета—в конце восходящей и начале нисходящей ее ветвей. В этот момент инерционные силы отталкивания и силы земного тяготения уравновешиваются, и выполнение движений требует меньших затрат усилий, что позволяет спортсмену максимально проявить скоростные качества и придать легкость исполнению прыжка.

 

Управлять скоростью вращения вокруг поперечной оси в полете возможно, изменяя длину тела, т. е. принимая положения группировки или согнувшись.

 

Создав одинаковый вращательный импульс при отталкивании, спортсмен, изменяя длину тела, меняет момент его инерции. Тем самым он может в 3,75 — 6,7 раза увеличивать или уменьшать скорость вращения своего тела. Минимальная скорость соответствует вытянутому положению тела с поднятыми над головой руками, а максимальная — положению группировки.

Изменение момента инерции тела при прыжке в воду в зависимосте от положения тела в полете

 

В полете также возможно создавать вращение вокруг продольной оси тела и управлять его скоростью (прыжки V класса).

 

Вращение вокруг продольной оси тела создается после завершения отталкивания или в заключительной его стадии. Создание винтового вращения на опоре считается грубой ошибкой.

 

При создании вращения тела вокруг продольной оси необходимо выделить два условия, при которых оно выполняется: 1) когда тело не имеет вращения вокруг поперечной оси (учебные прыжки — соскоки); 2) когда тело имеет вращение вокруг поперечной оси (спортивные прыжки).

 

Если тело не имеет вращения вокруг поперечной оси (по сальто), то создать вращение вокруг продольной оси в полете можно только одним способом — выполняя конусообразное движение одной частью тела относительно другой. Это движение корпусом можно разделить на три, следующих друг за другом: сгибом вперед, сгибом в сторону и разгибом или же разгибом (прогиб назад), сгибом в сторону и сгибом вперед. Выполнение этих трех движений позволяет выполнить в воздухе поворот на 180°. Это движение называют также «хула-хупным», поскольку оно похоже на движение, которые производит человек, вращающий хула-хуп.

Схема движений спортсмена при создании вращения тела вокруг продольной оси в безопорном положенииv

 

Если тело имеет вращение по сальто, то создать винтовое вращение возможно описанным выше способом, а также созданием асимметрии тела — за счет движения руками. Скорость вращения вокруг продольной оси тела этим способом зависит от скоростей вращения по сальто и создания асимметрии тела. Вращение тела вокруг продольной оси будет возникать в направлении вращения тела от опущенной руки к поднятой.

Направление возникновения вращения вокруг продольной оси при создании асимметрии тела в безопорном положении

 

Фаза погружения. Спортсмен, выполнив прыжок, должен погрузиться в воду под углом, близким к 90°, вниз ногами или головой, без брызг.

 

Причиной брызг является струя, которая зарождается в глубине. При входе в воду спортсмен, соприкасаясь с поверхностью воды и погружаясь в глубину, создает воздушную полость. Эта по-лость постепенно вытягивается и пережимается в глубине, от чего образуется струя, которую мы воспринимаем как брызги. Для уменьшения брызг вода на поверхности должна сомкнуться раньше, чем в глубине. Для этого наибольшей поверхностью, образующей полость, должны являться те части тела, которые раньше касаются воды.

 

Для того чтобы брызг было меньше, спортсмен должен соединить кисти таким образом, чтобы в создаваемую ими полость могли пройти его голова и плечи. В противном случае широкие части тела увеличивают полость, и глубинная струя вырывается вверх, образуя при этом огромный фонтан брызг.

 

Поэтому наиболее простым приемом, способствующим уменьшению брызг, является правильное соединение кистей и расположение частей тела относительно друг друга. Варианты соединения кистей при входе в воду вниз головой представлены на рисунке:

 

Наиболее важным для хорошего входа в воду вниз головой является правильное расположение частей тела спортсмена относительно друг друга и водной поверхности. Оно должно быть таким, чтобы при входе в воду все части тела проходили бы друг за другом в полость, образованную в результате соприкосновения рук с водной поверхностью. При этом руки должны быть выпрямлены в локтевых и плечевых суставах и соединены над головой так, чтобы слегка приподнятая голова находилась между ними, а спортсмен мог видеть кисти и поверхность воды. Грудная клетка опущена (в положении выдоха); мышцы таза и брюшного пресса напряжены, спина прямая; ноги выпрямлены в коленных суставах, стопы соединены, носки оттянуты. Ощущения, которые испытывает спортсмен при входе в воду, соответствуют слегка согнутому в тазобедренных суставах положению.

Варианты соединения кистей при входе в воду вниз головой

Варианты соединения кистей при входе в воду вниз головой

 

Для уменьшения брызг спортсмены высокого класса применяют также другие приемы (быстро разводят руки в стороны, выполняют кувырок и т. п.). Однако эти приемы технически достаточно сложные и требуют точности исполнения.

Положение тела при входе в воду и движения под водой для уменьшения образования брызг

 

При входе в воду вниз ногами положение тела, которое принимает спортсмен, подобно исходному положению, т.е. голову держат прямо; живот подтянут; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты; руки, выпрямленные в локтевых суставах, плотно прижаты к телу.

 

 

                                             Соревнования и судейство

Для проведения соревнований по прыжкам в воду организуется судейская коллегия, в нее входят: главный судья соревнований и его заместитель, главный секретарь и секретари, судья-информатор, судьи на линии, врач и комендант соревнований. Состав судейской коллегии зависит от ранга соревнований и может колебаться от 8 до 28 человек. 

Главный судья. Руководит всеми соревнованиями и решает спорные вопросы.

Главный секретарь и секретари. В задачу секретарей входит проверка правильности записей прыжков, а также они отвечают за правильность подсчетов.

Судьи на линии. Оценивают качество исполнения прыжков. В зависимости от ранга соревнований бригада судей на линии может состоять из 3, 5 или 7 человек.

Качество исполнения прыжков оценивается судьями по 10-балльной системе, с градацией в 0,5 балла, по следующей схеме:
— полностью не удавшийся прыжок — 0 баллов;
— неудовлетворительно выполненный прыжок — от 0,5 до 2 баллов;
— прыжок с ошибками — от 2,5 до 4,5 балла;
— удовлетворительный прыжок — от 5 до 6 баллов;
— хороший прыжок — от 6,5 до 8 баллов;
— очень хороший прыжок — от 8,5 до 10 баллов.

Судьи на линии оценивают только технику исполнения прыжка, т.е. разбег, отталкивание, полет и вход в воду, не учитывая при этом подход к стартовому положению, сложность прыжка или какие-либо движения под поверхностью воды.

Оценки, выставляемые судьями на линии, записываются секретарями в специальные протоколы-записи.

После этого секретари определяют среднюю оценку, которую с помощью специальных таблиц умножают на коэффициент трудности прыжка. Полученный результат является оценкой за данный прыжок с учетом коэффициента трудности. Результат соревнований определяется путем суммирования оценок за все прыжки программы.

При проведении соревнований по синхронным прыжкам для судейства привлекаются 9 судей. При этом судьи под номерами 1, 3, 5, 7 оценивают синхронность выполнения прыжков; судьи под номерами 2 и 4 — качество исполнения прыжков первым, а судьи под номерами 6 и 8 — вторым спортсменом.

Судьи, оценивающие качество исполнения синхронных прыжков, используют ту же схему, что и в индивидуальных соревнованиях. Судьи, оценивающие синхронность исполнения, учитывают следующие факторы:
— подход; отталкивание, включая одинаковую высоту вылета;
— согласование движений по времени в фазе полета;
— одинаковый угол входа в воду;
— одинаковое расстояние от снаряда при входе в воду;
— одновременность входа в воду.

Оценки судей записываются по порядку в протокол-запись. Затем секретарь вычеркивает наибольшую и наименьшую оценки за качество исполнения прыжка, а также наибольшую и наименьшую оценки за синхронность исполнения. Оставшиеся 5 оценок суммируются и умножаются на коэффициент трудности прыжка с помощью специальных таблиц — так же, как в индивидуальных прыжках.

В зависимости от ранга соревнований количество судей может быть уменьшено до 7. Количество прыжков, исполняемых спортсменами в данных соревнованиях, определяется Положением о соревнованиях.